Товарный знак: понятие, виды, получение правовой охраны
Что такое классификатор товаров и услуг и зачем он нужен?
Как зарегистрировать товарный знак?
Что дает исключительное право на товарный знак?
Что такое международный товарный знак?

Товарный знак: понятие, виды, получение правовой охраны

Под товарными знаками, в соответствии со ст. 1477 ГК РФ, понимаются обозначения, служащие для индивидуализации производимых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами товаров и оказываемых ими услуг. Правовая охрана таких обозначений в России наступает исключительно после регистрации:
А) по национальной процедуре (заявка подается иностранным или российским заявителем в Роспатент)
или
Б) по международной процедуре (на базе национальной регистрации или заявки в другой стране подается международная заявка с указанием конкретных интересующих клиента государств, включая Россию, например).
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. На территории РФ исключительные права на товарный знак действуют только в случае его регистрации в Роспатенте и выдачи соответствующего свидетельства.
Товарные знаки бывают:

  • словесными — не содержат в себе рисунков
  • изобразительными — состоят из графики, впрочем, могут содержать в себе словесные элементы, исполненные оригинальным шрифтом;
  • объемными – бутылки, коробки, форма конфет и даже одежда;
  • звуковыми – рингтоны, джинглы, слоганы;
  • комбинированными – содержат в себе обозначения различного вида (например, графика и слова).

Обозначение должно обладать достаточной различительной способностью, чтобы индивидуализировать Ваш товар или услугу и отличать его от аналогичной продукции конкурентов.

Что такое классификатор товаров и услуг и зачем он нужен?

Самое важное при регистрации товарного знака — определить объем правовой охраны. Это делается посредством указания конкретных товаров и услуг, которые заявитель хочет маркировать соответствующим обозначением. С 01.01.2012 г. действует 10-ая редакция Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), которая включает 45 классов (34 класса – товары + 11 классов – услуги). Таким образом, при подаче заявки на товарный знак необходимо определится с количество заявляемых классов МКТУ и конкретными рубриками в рамках указанных классов.
С Международным классификатором Вы можете ознакомиться по этой ссылке: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/inform_resources/international_classification/trade_marks/article_mktu10

Существует три основных концепции определения объема охраны.
Первая – точечная. Защищается конкретный товар или услуга.
Вторая – зонтичная (или радиальная), предполагает защиту по смежным товарам и услугам или захват крупных групп товаров (услуг). Цель — «мы не желаем видеть на рынке чужие однородные товары или услуги с нашим именем»
Третья – сплошная, то есть регистрация товарного знака по всем 45 классам МКТУ.
Оптимальный путь — второй, поскольку точечного варианта не достаточно, а сплошной экономически не целесообразен и весьма уязвим в юридическом смысле.

Обозначение, прошедшее регистрацию, может использоваться правообладателем для маркировки тех товаров и услуг, которые непосредственно указаны в свидетельстве. При этом, в соответствии с нормой п. 3 статьи 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать товарный знак или сходное с ним обозначение не только в отношении рубрик, непосредственно указанных в регистрации, но и для т.н. «однородных» товаров. Так, в правоприменительной практике кофе признается однородным какао, водка – пиву, а головные уборы – одежде. Вопросы однородности являются крайне непростыми и подлежат тщательной оценке уже на этапе подачи заявки.

Как зарегистрировать товарный знак?

До начала работ по оформлению заявки на регистрацию товарного знака необходимо заключить договор с Агентством. Агентство работает по предоплате, по безналичному расчету.
Процедура регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов.

  1. Первый этап – оценка патентными поверенными охраноспособности обозначения и поиск словесного обозначения в коммерческой базе зарегистрированных товарных знаков и заявок, поданных в РФ в течение 5-7 рабочих дней. Стоимость услуги по состоянию на март 2013 года – 4 000 рублей за поиск по одному обозначению. Если поиск не обнаружил сходных товарных знаков или заявок, поданных другими лицами для тех же или однородных товаров или услуг, мы советуем клиенту подавать заявку в Роспатент.
  2. Второй этап – оформление заявки и пересылка ее в Роспатент (г. Москва). Стоимость наших услуг по подаче заявки варьируется в зависимости от вида обозначения и количества классов, в отношении которых испрашивается правовая охрана и начинается от 8 000 рублей. Пошлина патентного ведомства за регистрацию заявки составляет сейчас 3 000 рублей.
    Стадии и сроки рассмотрения заявки на товарный знак в Роспатенте.
    Вся экспертиза товарного знака делится на две большие части.
    а. Формальная экспертиза, или экспертиза комплекта документов.
    Положительным результатом проведения формальной экспертизы считается получение документа «Решение о принятии к рассмотрению заявки на государственную регистрацию товарного знака». Срок проведения формальной экспертизы равен месяцу с даты поступления комплекта заявочной документации.
    б. Основная экспертиза или экспертиза по существу.
    Данный этап делопроизводства начинается с оплаты пошлины за проведение экспертизы по существу (от 11 500) и также предполагает гонорар поверенного (3 000 рублей). К сожалению, законодательство не устанавливает предельных сроков для анализа охраноспособности товарного знака специалистами ведомства. Исходя из практики нашего агентства, данный этап может продлиться от полугода до года и нескольких месяцев.
    По результатам проведения экспертизы по существу Роспатент направляет:

    • либо «Решение о регистрации товарного знака» (см. п.3)
    • либо «Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства», в котором экспертиза Роспатента приводит свои доводы для отказа в регистрации ТЗ. Если, на наш взгляд, мотивы экспертизы противоречивы или не основаны на законе, при этом заявитель согласен продолжать делопроизводство, то Агентство направляет ведомству ответ на уведомление со своими контрдоводами (стоимость услуги – от 5 000). Рассмотрев ответ, Роспатент принимает окончательное решение: регистрация знака или отказ в предоставлении правовой охраны.
  3. Третий этап – регистрация обозначения.
    Вам предлагается получить охранный документ – Свидетельство. Охранный документ будет оформлен и выдан только при уплате государственной пошлины (16 200 рублей, гонорар Агентства – 4 000). Срок получения документа — от 1 до 2 месяцев.

Таким образом, регистрация товарного знака через ООО «Агентство Интеллектуальной Собственности «Бутенко и Партнеры» стоит от 35 000 рублей (с учетом пошлин и нашего гонорара). Обратите внимание: эта сумма УПЛАЧИВАЕТСЯ НЕ ЕДИНОВРЕМЕННО!

Что дает исключительное право на товарный знак?

Регистрация обозначения в качестве товарного знака – это право, а не обязанность хозяйствующего субъекта. Так, Вы можете на протяжении долгих лет использовать марку без регистрации. Зачем же тогда тратить деньги на получение правовой охраны?

  1. Для пресечения регистрации Вашего знака конкурентом. В практике нередко бывает так, что производитель, много лет «раскручивавший» свой бренд, оказывается не у дел, когда недобросовестный конкурент регистрирует на себя данное обозначение и вчиняет иск о запрете на использование знака его же «создателю». К сожалению, оспорить такую регистрацию и сложнее, и дороже, чем получить собственные исключительные права изначально.
  2. Для получения легальной монополии на рынке. Владелец товарного знака вправе использовать его на территории России любым способом, не противоречащим закону, в том числе в Интернете, на вывесках и в рекламе, в СМИ, в доменном имени и, конечно же, для маркировки производимых товаров и оказываемых услуг. При этом исключительное право включает правомочие запрещать третьим лицам использование Вашего знака для однородных товаров или услуг.
  3. Для того, чтобы заработать. Товарный знак – это имущество, которое имеет свою цену. Принципиальное отличие данного объекта от произведений или изобретений, промышленных образцов заключается в том, что действие исключительного права на товарный знак, в принципе, может быть вечным (при условии пролонгации раз в 10 лет). Товарные знаки не переходят в общественное достояние. Таким образом, вдумчивые вливания средств в продвижение марки так или иначе дадут свои плоды, которыми Вы не обязаны ни с кем делиться. Наличие собственного товарного знака – это не только вопрос имиджа и инвестиционной привлекательности, но и прямой способ заработать – как на продаже обозначения, так и посредством выдачи на него лицензий.
  4. Для уверенности в стабильности Вашего бизнеса. Ребрендинг – это всегда дорого и не вовремя. К сожалению, к нему приходится прибегать, получив претензию от правообладателя марки, которую Вы, сами того не зная, использовали в своей деятельности. К данному виду убытков зачастую прибавляется и компенсация за незаконное использования товарного знака, которая может достигать суммы до пяти миллионов и больше (при взыскании двукратной стоимости контрафактного товара в пользу истца). Отсутствие регистрации вызывает известные сложности при перемещении товаров через границу России.

Необходимо помнить, что, владея товарным знаком, Вы действуете в своем праве и можете не опасаться исков и претензий со стороны конкурентов.

Что такое международный товарный знак?

Такой правовой категории, как международный товарный знак, не существует. Исключительные права на торговые марки всегда сугубо территориальны. Так, имея регистрацию в России, Вы не можете препятствовать использованию своего знака в Сингапуре.
Мы настоятельно рекомендуем своим клиентам получать правовую охрану используемых средств индивидуализации в каждой из стран, в которые планируется осуществлять экспорт товаров или услуг. Это удобно и сравнительно недорого сделать, подав международную заявку на регистрацию товарного знака по т.н. «мадридской системе». Она удобна тем, что на основе базовой (российской, например) регистрации или заявки, минуя иностранных поверенных и существенно экономя на пошлинах, мы можем подать для Вас заявку в целый ряд стран Азии, Европы и Нового Света. Перечень стран-членов указанной системы Вы можете изучить здесь: http://www.rupto.ru/rupto/portal/9442d459-315e-11e1-351c-9c8e9921fb2c

В настоящее время стоимость услуг Агентства по подаче такой заявки составляет 30 000 рублей. Пошлина Роспатента и Всемирной организации интеллектуальной собственности варьируется в зависимости от существа знака, перечня стран и классов и рассчитывается специально.

Если Вас интересует получение правовой охраны всего в нескольких странах или в государствах, не ратифицировавших Мадридское соглашение или Протокол к нему, то мы можем оказать Вам помощь в подаче соответствующих заявок через наших зарубежных партнеров.

Пожалуйста, напишите нам на aisbp@yandex.ru aisbp@rambler.ru или позвоните 8(3822) 564-917, 564-918 для получения бесплатной консультации.

Регистрация товарного знака в Барнауле, Кемерово, Томске и Новосибирске! Услуги патентных поверенных рядом с Вами!