Индивидуализация участников гражданского оборота и производимой ими продукции осуществляется с помощью системы специальных обозначений – средств индивидуализации, признанных таковыми в установленном законом порядке и служащих своеобразными сигналами, привлекающими потребителей на определенные сегменты рынка товаров, работ и услуг. Наименование места происхождения товара (НМПТ) — уникальный объект интеллектуальной собственности. В соответствии со статьей 1516 IV части Гражданского кодекса РФ это обозначение, [1] содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, [2] ставшее известным в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно [3] характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.
Основным отличием НМПТ от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где он выпускается. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, обладающую особыми свойствами. Исключительное право на наименование места происхождения товара является «ослабленным», поскольку право пользования может быть закреплено за несколькими хозяйствующими субъектами, при этом правомочие распоряжения таким НМПТ (продать права, выдать лицензию, и т.д.) за владельцем не закрепляется.
Наиболее известными в мире наименованиями мест происхождения товаров являются Шампанское и Бургундское вина, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др.
В Российской Федерации по состоянию на февраль 2013 года охраняется 127 наименований мест происхождения товаров. Среди них в отношении сельскохозяйственных товаров и продуктов питания зарегистрированы такие широко известные обозначения как: «Башкирский мед», «Воронежский хлеб», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Русская водка», «Абрау Дюрсо» и т.д.; в отношении изделий народных художественных промыслов охраняются имеющие мировую известность обозначения «Гжель», «Вологодское кружево», «Хохлома» и т.д.; для такого товара как минеральная питьевая вода подлежат правовой охране обозначения «Нарзан», «Ессентуки», «Архыз» и др.
Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации и может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами или юридическими лицами. Исключительное право действует 10 лет и подлежит продлению по заявлению обладателя свидетельства, с приложением заключения компетентного органа (утверждается Правительством РФ).
Право пользования зарегистрированным наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому лицу, производящему в границах того же географического объекта товар, отвечающий особым свойствам, установленным при регистрации наименования места происхождения товара.
Нельзя не отметить высокий статус таких обозначений за рубежом. В Европейском союзе продвижение и развитие практики регистрации данного объекта интеллектуальной собственности является частью государственной политики в области обеспечения качества продуктов питания.
ООО «Агентство Интеллектуальной Собственности «Бутенко и Партнеры» имеет в штате своих сотрудников патентных поверенных со специализацией в области НМПТ. Агентство оказывает весь спектр услуг по получению правовой охраны на наименование места происхождения товара, начиная от регистрации объекта и заканчивая его защитой в юрисдикционных органах. По всем возникающим вопросам просим обращаться на наш email aisbp@rambler.ru или по телефонам 8 (3822) 564-917, 564-918.